Skip navigation
Будь ласка, використовуйте цей ідентифікатор, щоб цитувати або посилатися на цей матеріал: http://ela.kpi.ua/handle/123456789/1142
Назва: Трансформації вищої економічної освіти у контексті переходу до стійкого розвитку суспільства
Автори: Сингаївська, Алла Михайлівна
Дата публікації: 2011
Короткий огляд (реферат): Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата філософських наук за спеціальністю 09.00.10 – філософія освіти. Національний технічний університет України "Київський політехнічний інститут". – Київ, 2011 р. У дисертаційному дослідженні запропоновано теоретичне обґрунтування філософії вищої економічної освіти на гуманістичних засадах із урахуванням сучасних тенденцій до закладання передумов у стійкому розвитку суспільства. Обґрунтовано концептуальні засади розгортання філософії вищої економічної освіти через комплементарну і конвергентну взаємодію філософії освіти, економічної науки та вищої економічної освіти. Розкрито положення філософії вищої економічної освіти: гуманістичність, фундаментальність, інтегративність, інновативність, праксеологічність, особистісну орієнтованість, соціальну відповідальність. Здійснено періодизацію розвитку вищої економічної освіти. Запропоновано розуміння змісту вищої економічної освіти як основи особистісного розвитку та суб’єктного знання фахівця економічного профілю. З’ясовано проблеми сучасної вищої економічної освіти, передусім – розрив теоретичної та практичної компоненти. Викладено зміст концепції стійкого розвитку суспільства через гуманістичний потенціал у здійсненні суспільних трансформацій. Акцентовано увагу на головних детермінантах діяльності людини в сучасних умовах – соціальній відповідальності та нарощуванні творчої складової у праці.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.10 – философия образования. Национальный технический университет Украины "Киевский политехнический институт". – Киев, 2011 г. В диссертационном исследовании предложено теоретическое обоснование философии высшего экономического образования на гуманистической основе, с учетом современных тенденций в создании предпосылок к устойчивому развитию общества. Обоснованы исходные положения философии высшего экономического образования в комплементарном и конвергентном взаимодействии философии образования, экономической науки и высшего экономического образования. Осуществлена периодизация развития высшего экономического образования по таким историческим типам: праксеологический с древних времен до 19 в., институциональный охватывает период 19 в., експликационный происходит в первой половине 20 в., технологический активно проходит в 50-80 гг. 20 в., интеграционный продолжается до нашего времени с 80-х гг. 20 в. Предложено понимание содержания высшего экономического образования как основы личностного развития и субъектного знания специалиста экономического профиля, которое определяется способностью человека принимать участие в социально-экономическом взаимодействии и социально ответственно приумножать своим общественно-полезным трудом общественное богатство. На пути к устойчивому развитию общества целесообразной будет переориентация отечественного высшего экономического образования с предметно-содержательного принципа обучения студентов основам наук на изучение целостной картины мира, прежде всего – мира культуры, мира человека. Выяснены результаты взаимодействия в системе современного высшего экономического образования на основе репрезентативного опроса студентов. Среди проблем, прежде всего – разрыв теоретического и практического обучения, а кроме того – низкий уровень гуманистического наполнения и недостаточное содействие творческому развитию студента как личности и специалиста. Раскрыто содержание концепции устойчивого развития общества, которой может быть присущ гуманистический потенциал в осуществлении общественных трансформаций на таких приоритетах, как права человека, социальная составляющая среди всех общественных сфер развития, творчество как способ существования человека, устремления к "разумному" обществу и учет тенденций в обеспечении достойного качества человеческой жизни. Отличительным признаком современного характера труда человека является его обобществление, направленное на развитие социально ориентированной экономики. В работе акцентировано внимание на главных детерминантах деятельности человека в современных условиях – социальной ответственности и наращивании творческой составляющей в человеческой деятельности, прежде всего – в труде. Современный "экономический человек" по сравнению с модусом этого концепта у А. Смита имеет отличительные качества, которые находят воплощение в профессиональной деятельности, например, возрастает значимость творческой составляющей труда и его социальная ответственность. И от качества высшего экономического образования зависит как текущее функционирование экономической системы страны, так и создание предпосылок для устойчивого развития общества. Раскрыты такие положения философии высшего экономического образования: гуманистичность, фундаментальность, интегративность, инновативность, праксеологичность, личностная ориентированность, социальная ответственность, которые в совокупности будут содействовать развитию высшего экономического образования, развертыванию концепции истинного гуманизма и составят основу для будущего общества устойчивого развития. Гуманистическая компонента высшего экономического образования утвердится, в первую очередь, на основе творческого освоения студентами действительности и человекоцентристской образовательной среды. Достижение универсальности экономической профессии возможно в сочетании базовых и адаптивных подходов к стандартам высшего экономического образования на основе интегрирования содержания разновекторных образовательных плоскостей – "обширности" фундаментального высшего образования и "узости" профессионально-экономического образования.
Ph.D. thesis in philosophical sciences with a specialization 09.00.10 – Philosophy of Education. National Technical University of Ukraine "Kyiv Polytechnic Institute". – Kyiv, 2011. In this dissertation research the theoretical substantiation for philosophy of higher economic education based on humanistic principles is proposed with account taken of the present-day tendencies towards creating the necessary prerequisites for sustainable development of society. Conceptual foundations have been lain for the philosophy of higher education through complementary and convergent interaction of philosophy of education, economic science and higher economic education. Periodization of the development of higher economic education has been formulated. Understanding of the contents of higher economic education has been proposed as the basis of personal growth and subjective knowledge possessed by a specialist in the field of economics. Problems of present-day higher economic education have been elucidated, the most prominent of which is the gap between a theoretical and practical components. The contents of the concept of sustainable development of society through the humanistic potential during social transformations have been exposed. Special attention has been drawn to the principal determinants of human activities in current conditions – social responsibility and increment of the creative component in labor.
URI (Уніфікований ідентифікатор ресурсу): http://ela.kpi.ua/handle/123456789/1142
Розташовується у зібраннях:Автореферати (доступ у чит. залі № 6.6 НТБ)

Файли цього матеріалу:
Файл Опис РозмірФормат 
Syngayivska_aref.pdf
  Обмежений доступ
788.95 kBAdobe PDFПереглянути/відкрити
Показати повний опис матеріалу Перегляд статистики


Усі матеріали в архіві електронних ресурсів захищені авторським правом, всі права збережені.