Бюрократія та бюрократизм в хронотопі освіти (філософський аспект)

Ескіз

Дата

2012

Науковий керівник

Назва журналу

Номер ISSN

Назва тому

Видавець

Анотація

Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата філософських наук за спеціальністю 09.00.10 – філософія освіти. – Національний технічний університет України «Київський політехнічний інститут», Київ, 2012. У дисертації здійснено філософську рефлексію проблем феномену бюрократії, який властивий будь-якому суспільному ладу, що існує на етапі передісторії та охоплює не якийсь один певний сегмент суспільства, а пронизує всі сфери людського життя. В поле впливу бюрократії та бюрократизму потрапляє і наука, й освіта як цілком певна, визначена форма діяльності та свідомості. У результаті вчений, педагог значною мірою перетворився у чиновника, імітатора, функціонера та занурився у складну бюрократизовану систему взаємовідносин. Визначено джерела процесів суспільного виникнення та відтворення феномену бюрократії в освіті та науці, з’ясовано його соціальну природу як окремої статусної групи в організаційній системі ВНЗ, розкрито особливості функціонування вищої освіти як соціального інституту в умовах «освітянської бюрократизації» як однієї з основ і рушіїв реформування (деформування) вищої освіти. Розкрито адаптованість феномену бюрократії до будь-яких системних перетворень в освіті та охарактеризовано тенденції розвитку філософії освіти у взаємодії з інституціями громадянського суспільства. Визначено стратегічні орієнтири впровадження раціонального управління у сфері освіти і науки.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.10 − философия образования. − Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт», Киев, 2012. В диссертации осуществлена философская рефлексия проблем феномена бюрократии, который присущ любому общественному строю, существующему на этапе предыстории, и охватывает не какой-то один определенный сегмент общества, а пронизывает все сферы человеческой жизни. Причины существования бюрократизма усматриваются не только в недостатках структуры аппарата, стиля и методов должностной деятельности, но и связаны с личностными качествами руководителей, с недостаточным контролем их деятельности, а, главное − как превращенная форма феномена бюрократии − частная собственность на власть. В поле влияния бюрократии и бюрократизма попадает и наука, и образование как вполне определенная форма деятельности и сознания. В результате ученый, педагог в значительной степени превратился в чиновника, имитатора, функционера и погрузился в сложную бюрократизированную систему взаимоотношений. Определено, что вследствии профессионализации и массового характера исследовательской деятельности ученый подобно чиновнику рассматривает ее, прежде всего, как средство обеспечения собственного экономического и социального статуса. Аналогично чиновнику, ученый продвигается по ступенькам карьеры, каждый следующий уровень которой связан с ростом социального статуса и материального положения (преподаватель − профессор). Рыночные экономические отношения превращают научную и педагогическую деятельность в своего рода предпринимательство − «академический капитализм». Современный (макдональдизированный) процесс адаптации (европеизация) общественных структур и своеобразный характер заимствования культурных форм и отсутствие механизмов противодействия этому в обществе, делает его открытым для клонирования и восстановления устойчивых иррационализированных экономически обоснованных структур современного общества. Практика макдональдизации образования ныне тесно связана с политикой, экономикой и культурой, что свидетельствует о ее глубинной связи со всеми сферами общественной жизни. Решающим в концепции макдональдизации является то обстоятельство, что создание подобных образов является важной и неотъемлемой частью всей современной социально-экономической структуры, и «Макдональдс» здесь не единственный объект исследования, а типичный представитель изменений во многих областях жизни современного общества. Результатом этой тенденции становится качественное изменение содержания и формы образования и науки за счет вытеснения фундаментальных дисциплин (исследований) прикладными, ориентированными на скорую практическую отдачу. Это приводит к потере реального содержания исследовательской деятельности, к отсутствию обоснованных и понятных, а главное – объективных критериев оценки результатов работы, к своеобразному союзу бюрократии, догматизма и бизнес-целесообразности. Отказ от научной дискуссии, ориентация исключительно на прибыль и бюрократический способ определения истины, по сути, стали разрушительной силой для функционирования научного познания и знания. В процессе исследования, выявлены источники общественного возникновения и воспроизведения феномена бюрократии в образовании и науке, выяснено его социальную природу как отдельной статусной группы в организационной системе ВУЗов. Раскрыты особенности функционирования высшего образования как социального института в условиях «образовательной бюрократизации» как одной из основ и движущей силы реформирования (деформирования) высшего образования. Также, раскрыта адаптированность феномена бюрократии к любым системным преобразованиям в образовании и охарактеризованы тенденции развития философии во взаимодействии с институтами гражданского общества. Определены стратегические ориентиры внедрения рационального управления в сферу образования и науки. Борьба с бюрократизмом, в своем историческом развитии, должна реализовать «выход за пределы» бытия сегодняшнего для создания бытия будущего. Именно в этом и заключается основной смысл творчества - в теоретическом и практическом конструировании будущего с целью обобществления самого человека и гуманизации общества. Творчество − наиболее адекватная форма развития социальной материи. Как неисчерпаемо творчество, так неисчерпаемый его субъект, а в этом смысле оно – неопределяемое, ведь не может быть ограничено никакими условными рамками. В перспективе, процесс развития человечества должен способствовать обеспечению того, чтобы в будущем общество истинного гуманизма тотально состояло из гармонично развитых образованных людей, людей-творцов. Основные теоретические положения и выводы имеют методологическое значение для развития научных исследований по философско-управленческой проблематике, а также возможности использования полученных выводов для дальнейшего развития философии путем обогащения категориального аппарата и исследовательского инструментария.
Dissertation for the degree of candidate of philosophical sciences, specialty 09.00.10 − Philosophy of Education. − National Technical University of Ukraine «Kyiv Polytechnic Institute», Kiev, 2012. The thesis concerns the phenomenon of philosophical reflection of the bureaucracy, which is inherent in any social system that exists on the background stage and covers not just a one particular segment of society but permeates every aspect of human life. Under the influence of bureaucracy and bureaucratism get both science and education as a certain form of activity and consciousness. As a result a scientist, a teacher has pretty much turned into an official, a simulator a functionary and plunged into a complex bureaucratic system of relations. The sources of the social reproduction processes and the phenomenon of bureaucracy in education and research were named, its social nature as a separate status group in the organizational system of universities was found, the functioning of higher education institutions in terms of «education bureaucracy» as one of the foundations and the driving force of reform (deformation) of higher education was cleared up. An adaptation phenomenon of bureaucracy to any systemic change in education was disclosed and trends in philosophy, in collaboration with civil society were described. The strategic guidelines of good governance implementation in the field of education and science were named.

Опис

Ключові слова

Бібліографічний опис

DOI